Словарь терминов, используемых при описании книжных памятников
Фотографии: М. П. Колосова.
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Ч Э
А |
||
Аллигат — составная часть конволюта, за исключением его начальной части. |
||
Аппликация — способ нанесения изображения путём наклейки на фоновый покровный материал высеченных элементов материала другого вида и цвета. Один из вариантов техники мозаики, при котором наклеенные элементы выступают над уровнем фона. |
||
Б |
|
|
Бабочка — форма книги, представляющая собой блок сфальцованных бумажных листов с односторонней печатью, склеенных со стороны сгиба. Характерная форма книг из Китая, Кореи и Японии. |
||
Бандероль — склеенная концами полоска бумаги, надеваемая на издание с целью информирования, декорирования или скрепления комплекта. |
||
Басма — склеенная концами полоска бумаги, надеваемая на издание с целью информирования, декорирования или скрепления комплекта. |
||
Береста — верхний слой коры берёзы, состоящий из листчатых слоёв, плотно соединённых между собою. |
||
Библиофильский именной экземпляр — экземпляр библиофильского издания, предназначенный определённому лицу и содержащий его персональные данные (титул, чин, звание, фамилию, имя, отчество). Данные могут быть вписаны от руки или напечатаны в начале книги. |
||
Библиофильский нумерованный экземпляр — экземпляр библиофильского издания, имеющий порядковый номер. Может быть вписан от руки или напечатан в начале (редко — в конце) книги. |
||
Блинтовое тиснение — получение плоско-углублённого изображения на поверхности материала с помощью вдавливания специальных горячих инструментов без использования металла или краски, а также само это изображение. Вследствие воздействия температуры рисунок блинтового тиснения отличается от фона более тёмным тоном и гладкостью. В средневековом переплёте блинтовое тиснение могло достигаться длительным вдавливанием в увлажненную кожу штампов без нагревания. |
||
Бомбицина — древнейшая бумага рыхлой структуры, толстая, неравномерной плотности, без водяных знаков, с грубыми, иногда особо расположенными вержерами и понтюзо. Употреблялась до середины XIV века. |
||
В |
||
Вислая печать — печать, привешенная к документу. На документе (пергамене или бумаге), в его нижней части под текстом делалось небольшое отверстие, через которое продевался шелковый или льняной шнур (кожаный ремешок), концы шнура скреплялись печатью. |
||
Вставка — включение в композицию переплёта крупного, часто самостоятельного, фрагмента декора (медальон, портрет, панно и других), путем вклейки, врезки и других способов углублённого монтажа в специально отведённое место. |
||
Г |
|
|
Гармоника — форма книги, представляющая собой один или несколько склеенных между собой бумажных листов, сфальцованных рядами параллельных складок. Форма характерна для китайских книг, современных рекламных буклетов. |
||
Д |
|
|
Декор — совокупность орнаментальных или изобразительных элементов художественного оформления книги: заставки, концовки, заголовки, колонтитулы, рубрики, инициалы, бордюры, рамки и тому подобное, выполненные от руки как в рукописных, так и в печатных книгах. |
||
Деформация — изменение формы предмета под воздействием условий внешней среды. |
||
Дублюра (от фр. doublure — подкладка) — особо оформленная внутренняя сторона крышки переплёта, украшенная в различных декоративных техниках с применением различных материалов (кожи, пергамена, атласа, муара и других). |
||
Ж |
|
|
Жуковины — выпуклые металлические или деревянные бляшки, чаще всего размещаемые на углах и в центре переплётных крышек для защиты покровных материалов от царапин и сдавливания твердыми поверхностями. Могут быть украшенными, иметь квадратную, ромбовидную, каплевидную, круглую и другую форму. |
||
З |
|
|
Завеса — тканевая прокладка, защищающая красочный слой изображения (миниатюры, гравюры и тому подобное). Прикрепляется на том же листе, где находится изображение, либо на противоположном листе.
|
||
Завязки — отрезки тесьмы, ленты, шнурки, тонкие ремешки, прикреплённые к верхней и нижней крышкам переплёта для их стягивания со стороны обреза, частный вариант застёжки. |
||
|
||
Записи — рукописные дополнения, приобретённые преимущественно в процессе бытования экземпляра, за исключением помет и рукописных рисунков. Смотрите также: пометы. |
||
Застёжки — приспособление для смыкания верхней и нижней крышек переплета со стороны обреза в виде металлических замков, ремней (в том числе опоясывающих книгу) с металлическими пряжками, шпеньками, наконечниками, кольцами и другим, защищающее крышки от деформации, а книжный блок от проникновения внутрь пыли и влаги. |
||
Зернь — техника ручного украшения, при которой мелкие металлические шарики напаивают на металлическую основу. Зачастую сопутствует скани. |
||
Золотое тиснение — получение углублённого изображения на поверхности материала с помощью вдавливания специальных горячих инструментов с применением тонкого листового золота (или его заменителя, например, бронзы), а также само это изображение. С течением времени оттиск золотого тиснения может утерять блеск, потемнеть — «угаснуть», и от блинтового тиснения его можно отличить по сохранившимся частицам металла или стилистически. |
||
Золочение (в окладе) — покрытие металлической поверхности тонким слоем золота. Традиционно проводилось способом вплавления золотой амальгамы, с середины XIX века — гальваническим золочением. |
||
И |
|
|
Иллюстрация-наклейка — отдельно напечатанная иллюстрация, наклеенная на специально отведённое место страницы или на паспарту. |
||
Инкрустация — способ нанесения изображения путём вклейки в специально отведённые места фонового покровного материала высеченных элементов материала другого вида и цвета. Один из вариантов техники мозаики, при котором изображение находится в той же плоскости, что и фон. |
||
К |
||
Кантик — полоска из бумаги, кожи, ткани или иного материала, наклеенная сверху на сгиб форзаца. Смотрите также: фальчик. |
||
Каптал — элемент крепления книжного блока к переплётным крышкам. В средневековом переплёте каптал — поперечный кожаный, пергаменный жгут или верёвочный шнур на верхнем и нижнем концах корешка, пришитый к тетрадям блока и закрепленный в ребрах крышек. Обычно оплетался нитями или тонкими кожаными ремешками. В переплёте нового времени каптал — специальная лента или тесьма с утолщенным краем, наклеиваемая на верхние и нижние края корешка книжного блока и служащая для его укрепления и декоративного оформления. |
||
Картонаж — способ ручного или машинного переплета, который отличается от традиционного переплёта установкой более простого в обработке покрытия из картона, а также переплет, выработанный согласно этому способу, то есть вставкой блока в готовые цельнокартонные переплётные крышки. |
||
Ковка — техника ручной обработки металла с использованием молота, чеканов и наковальни, в результате которой лист металла приобретает полусферическую форму. Изделие имеет слегка неровную поверхность с мягким мерцающим блеском. |
||
Ковчег — металлическая коробочка, изготовленная по размеру вислой печати и предохранявшая её от разрушения, часть повторяет изображения надписи, имеющиеся на печати. |
||
Кодекс — форма книги, представляющая собой блок отдельных, сфальцованных листов, скреплённый (склеенный, прошитый и тому подобное) со cтороны сгиба. Как правило, заключен в обложку или переплёт. Материалами служат пергамен, папирус, кора дерева, кожа, бумага, ткань. Данная форма вытеснила свиток, получив распространение в I-IV веках нашей эры. Доминирует и в настоящее время. |
||
Коленкор — хлопчатобумажная ткань простого переплетения (миткаль) с крахмально-каолиновым покрытием, получила широкое распространение в переплётном деле во второй половине XIX - первой половине ХХ века. Коленкор с помощью специальных тиснений может имитировать другие материалы, например, кожу. Современный коленкор может иметь покровный слой из латекса, иногда с прозрачным нитроцеллюлозным лаком. |
||
Комбинированный обрез — обрез книги, разные фрагменты поверхности которого украшены различными способами (например, верхняя сторона позолочена, боковая и нижняя — тонированы. Либо: боковой обрез разделён на части, оформленные в разных техниках). |
||
Конволют — сборник, составленный владельцем из самостоятельных изданий и/или рукописей (аллигатов), переплетённых в один том, а также условно принятое в ОСКП наименование начальной из составляющих его частей. |
||
Конгревное тиснение — получение рельефного изображения на поверхности материала с помощью сдавливания его между углублённым нагретым металлическим штампом с лицевой стороны и выпуклым контрштампом с оборотной стороны, а также само это изображение. |
||
Корешок гладкий — корешок без бинтов. |
||
Корешок переплета — полоска кожи, ткани, картона или плотной бумаги, скрывающая шитье (закрывающая корешок книжного блока) и соединяющая верхнюю и нижнюю крышки переплёта. |
||
Корешок с бинтами — корешок поперечными рельефными валиками, делящими его на сегменты и скрывающими толстые шнуры или ремешки, при помощи которых сшивается книжный блок, или имитирующими их наличие. |
||
Корректурный экземпляр — экземпляр, имеющий корректурные знаки — условные обозначения, применяемые при редактировании печатного текста. |
||
Крапчатый обрез (напрыском) — обрез, украшенный частыми или редкими точками различной величины, одного или нескольких цветов, нанесённых способом разбрызгивания краски жесткой кистью непосредственно или через специальное сито. |
||
Красочное тиснение — получение цветного плоско-углублённого изображения на поверхности материала с помощью вдавливания специальных горячих инструментов с использованием красок или специальных цветных полиграфических фольг, а также само это изображение. |
||
Крышки переплетные (верхняя и нижняя) — основные элементы переплета книги, состоящие из твердой основы (дерева или картона) и внешнего покрытия (пергамена, кожи, ткани и других), соединённые корешком и защищающие фронтальные поверхности книжного блока. Крышки характеризуются: по степени жесткости — жесткие (не гнутся, или гнутся с трудом) или гибкие. По наличию/отсутствию рельефа и форме — плоские, с фасками, со сложным профилем кромки, с закругленными углами, с полуклапанами. Условно к переплетным крышкам можно отнести защитные элементы (дерево, бумага, шелк и другие материалы) книги-потхи. |
||
Крышки с полуклапанами — переплётные крышки, у которых часть покровного материала (обычно состороны бокового обреза) выходит за пределы блока и загибается на обрез, не закрывая его полностью. Для лучшей защиты обреза от пыли и грязи полуклапаны могут стягиваться застёжками или завязками. |
||
Крышки со сложным профилем кромки — крышки переплёта, у которых края имеют сложный рельеф (углубления разной формы, пропилы, желобки). Характерны для средневекового переплёта, а также поздних его стилизаций (не путать с фасками). |
||
Кустодия (от лат. custodia — стража, охрана) — бумажный лист чуть большего размера, чем печать, который прикрывал восковую или воскомастичную печать. Воск или воскомастичный состав прикладывался к документу, поверх него накладывалась кустодия и делался при помощи матрицы оттиск. Вид и размер кустодии был строго регламентирован. |
||
Л |
|
|
Литьё — техника ручной обработки металла, при которой расплавленный металл заливается в разъёмную форму или в восковую модель, застывает, а затем извлекается. Изделие имеет гладкую, ровную поверхность. |
||
Ляссе — тканая или плетёная тесьма, лента, шнур, прикрепляемая к верхней части книжного блока (корешку, капталу, переплётной крышке и другое) и вводимая внутрь блока в качестве закладки. |
||
М |
|
|
Марка издателя, типографа — знак, свидетельствующий о принадлежности экземпляра к продукции, выпущенной этим издателем / типографом. |
||
Марка книгопродавца — знак, свидетельствующий о принадлежности экземпляра к продукции, взятой книгопродавцем на реализацию. |
||
Миниатюра книжная (от лат. miniatus — киноварь) — выполненное от руки многоцветное изображение или рисунок в книге (следует отличать от оригинальных иллюстраций и декоративных элементов оформления). Для рукописных и старопечатных книг характерна цветная живописная миниатюра, которая в новое время уступает место гравюре. |
||
Мраморный обрез — обрез с раскраской под мрамор, испещрённый прожилками, с пятнистым, гребенчатым рисунком или с рисунком свободной формы, полученным при разбеге краски по поверхности жидкого состава, в котором красится обрез. |
||
Н |
|
|
Наградной экземпляр — экземпляр, предназначенный для награждения определенного лица. Характеризуется особым оформлением переплета: тиснением с именем награжденного лица, указанием на его заслуги, либо рукописным свидетельством об отличии в сочетании с суперэкслибрисом/знаком учреждения, награждавшего книгой. |
||
Накладные элементы(в том числе элементы оклада) — способ оформления переплета с помощью монтирования на поверхности крышек и корешка отдельных фрагментов декора из других материалов, рельефно выступающих над поверхностью покровного материала и сохраняющих, в отличие от элементов мозаики, относительную самостоятельность (например, нагрудные и наголовные знаки военной формы, металлические, костяные, гипсовые, коралловые барельефы, надписи из металлических букв и другое. ). |
||
Нахзац — лист (или несколько листов), соединяющий книжный блок с нижней крышкой переплёта так же, как и форзац, выполняет защитную функцию, служит элементом оформления переплёта. |
||
Немая обложка — обложка из простой или декоративной бумаги, ткани или другого материала, на которой отсутствует текстовая или изобразительная информация о книге. |
||
Необрезанный экземпляр — листы книжного блока не подвергались обрезке. |
||
О |
|
|
Обёртка — лист бумаги, в который оборачивается комплектное издание или издание с отдельно выпущенными приложениями. |
||
Обёрточная брошюровка — форма книги, представляющая собой блок сфальцованных (чистой, незапечатанной стороной внутрь) бумажных листов, сшитых со стороны, противоположной стороне сгиба. Сверху блок покрывался обложкой, закрывающей шитье. В отличие от книг в форме прошивной брошюровки снаружи шитье не видно. |
||
Обложка — мягкая обёртка, покрышка из бумаги, ткани и других материалов, скрепляющая блок книги (брошюры, журнала) и защищающая его от загрязнения и разрушения. Как правило, обложка крепится непосредственно к тетради или тетрадям книжного блока. |
||
Обложка, оформленная в смешанной технике — обложка, в оформлении которой использовались одновременно две или более техник: печать, письмо и/или рисунок, ручная раскраска, коллаж, аппликация, перфорация и другое. |
||
Обрез — поверхность торца книжного блока, обрезанного, как правило, с трёх сторон для выравнивания составляющих его листов. Различаются верхний, боковой и нижний обрезы. |
||
Обрез с раскраской — обрез, украшенный изображением, элементы которого нарисованы вручную, раскрашены кистью или через трафарет. Понятие включает также обрезы с надписью, художественно организующей всю плоскость обреза, например, в средневековом переплёте — с именем автора или названием книги. Синоним: рисованный обрез. |
||
Обрез с регистром — обрез, имеющий закладки-регистры, то есть выполненные из кожи, ткани, бумаги или тонкого металла указатели в виде петли, плетёного шарика и другое, прикреплённые к странице книги и, как правило, выступающие за пределы книжного блока. Одной из форм регистра является вырубка. |
||
Обрез с тиснением или гравировкой — обрез, украшенный плоско-углубленным изображением, нанесённым отдельными нагретыми штампами или иглами. |
||
Оклад — декоративное покрытие книжного переплёта, выполненное в жестких материалах (металл, кость, дерево и другое), в том числе имеющее вид не скреплённых между собой наугольников и средника, составляющих единое композиционное целое. Принадлежность, как правило, богослужебной книги. |
||
Оригинальные иллюстрации — оригиналы изображений в печатных книгах машинного производства, связанные по смыслу с текстом, выполненные от руки ( акварели, рисунки пером и тому подобное) или в оригинальных техниках (ксилографии, гравюры на металле, литографии и тому подобное.). Оригинальные иллюстрации характерны для экземпляров библиофильских изданий. |
||
Отворчатая печать — прикладная восковая или воскомастичная печать, прикреплённая к документу с помощью узкой полоски бумаги, пропущенной через два отверстия проделанные в нижней части документа, концы этой полоски накладывались друг на друга на лицевой стороне документа, на эту полоску накладывалась печать. |
||
П |
|
|
Пальмовые листья — писчий материал, состоящий из растительных волокон, получаемых из листьев растений семейства пальмовых. |
||
Папье-плюр — прокладка из тонкой бумаги, защищающая иллюстрации. |
||
Паспарту — картонная рамка или подклейка под гравюру, фотоснимок и тому подобное. |
||
Пергамен — |
||
Переплёт — твёрдое или мягкое покрытие (состоящее из крышек и корешка), предназначенное для защиты скреплённого с ним книжного блока. В отличие от обложки переплёт изготавливается из более прочных и износостойких материалов и соединяется с книжным блоком с помощью более сложных видов шитья, клапанами корешкового или окантовочного материала и наружными сторонками форзаца и нахзаца. |
||
Переплёт «в затылок» — переплёт, у которого покровным материалом обтянут только корешок и не более половины прилегающих к нему крышек. Встречается в средневековой западноевропейской книге и кирилловской книге XVI-XVII веков. |
||
Переплёт с клапаном — переплёт, у которого часть покрытия одной из крышек (обычно нижней) выходит за пределы блока, огибает книгу со стороны бокового обреза и накрывает часть другой крышки. Напоминает по форме конверт или портфель, часто снабжен завязкой или застежкой. |
||
Переплёт-мешок — переплёт, у которого часть покрытия крышек и корешка выходит за пределы блока со стороны верхнего или нижнего обреза, присборивается с помощью кольца, пуговицы или другого крепления и образует своего рода мешок, в который можно убрать книгу. |
||
Печатная обложка — обложка, оформленная способом печати (типографский набор, гравюра, литография, фотомеханическая печать, шелкография и тому подобное). |
||
Печать:
|
||
Подносный — экземпляр, предназначенный для преподнесения в дар высокопоставленному лицу. Характеризуется индивидуальным оформлением, например, посвящением на переплёте или титульном листе (следует отличать от листа посвящения, имеющегося в каждом экземпляре тиража). |
||
Полиптих — форма книги, представляющая собой комплект из деревянных, костяных или металлических табличек, соединенных шнурами, тесьмой, кольцами, шарниром. Могут иметь рукоятку, расположенную с края, необходимую писцу для удобства держания в процессе работы. Одна из ранних, распространенных в античности форм книги, предшествующая кодексу. Диптих и триптих (соответственно, две или три таблички) — разновидности полиптиха. |
||
Пометы — знаки библиотечной обработки, а также знаки, отмечающие что-либо в тексте (нотабене, пробы пера, подчеркивания, галочки, скобки, астериски и тому подобное). Смотрите также: записи. |
||
Потхи (стопа) — форма книги, представляющая собой совокупность отдельных листов (имеющих, как правило, узкую, удлиненную форму), сложенных друг надруга и имеющих сквозные отверстия по краям каждого листа, через которые протянут шнур, скрепляющий эти листы. Материалами служат пальмовые листья, кора гималайской березы, бумага. |
||
Прикладная печать — печать, оттиснутая при помощи матрицы на документе. |
||
Прошивная брошюровка — форма книги, представляющая собой блок сфальцованных (чистой, незапечатанной стороной внутрь) бумажных листов, покрытых обложкой и сшитых со стороны, противоположной стороне сгиба. Шитьё проходит блок и обложку насквозь и видно снаружи (в отличие от книг в форме обёрточной брошюровки). |
||
Р |
|
|
Раскраска — способ нанесения изображения на поверхность покровного материала различными красками, в том числе и металлизированными (золотой и серебряной), с помощью кисти, трафарета и другое |
||
Резьба — техника ручной обработки, при которой на основу наносится узор, который затем вырезается штихелями (стальными резцами). |
||
Рисованная обложка — обложка, оформленная индивидуально помощью письма или рисования от руки. |
||
C |
|
|
Свиток — форма книги, представляющая собой совокупность листов, склеенных между собой краями, последовательно, от конца предыдущего листа к началу следующего. В результате получается полотно, которое можно свернуть в рулон. Одна из древнейших форм книги. Материалами для свитка служат папирус, кожа, пергамен, бумага, ткань. В настоящее время употребляется для изготовления книг иудейской традиции и книг - художественных объектов. |
||
Серебряное тиснение — то же, что и золотое тиснение, но с применением серебра, алюминия или листовой платины. |
||
Синтетический материал — материал, получаемый в результате химической переработки природных (каучук и т. п.) или синтетических (полиэтилен и т.п.) полимеров. |
||
Скань — техника ручного украшения, при которой тонкая металлическая проволока напаивается на металлическую основу. |
||
Скоба (скобка) — отрезок металлической проволоки, загнутый в виде буквы «П», или металлическая пластина, вбитые в нижний торец деревянной переплетной крышки для предохранения покровного материала от истирания в случае вертикального размещения книги на полке. |
||
Составной переплет — переплёт, покрытие которого состоит из нескольких частей, как правило, выполненных из различных материалов (например, корешок из кожи, крышки — из ткани или бумаги). В редких случаях для покрытия разных частей составного переплета может использоваться один материал (например, кожа разного сорта, ткань разного цвета, коленкор разного тиснения и так далее). |
||
Суперобложка — дополнительная бумажная (тканевая, кожаная и другая) обложка поверх переплёта (или основной обложки), закреплённая на нем только загибающимися краями-клапанами, для защиты переплёта от повреждений, загрязнений, а также как элемент внешнего оформления и для рекламы. |
||
Суперэкслибрис — владельческий книжный знак, расположенный сверху на переплете или другом покрытии книги. |
||
Т |
|
|
Технический ярлык — ярлык (как правило, небольшой листочек бумаги), не имеющий самостоятельного значения, на котором обозначено местонахождение книги (шкаф, полка, номер). Помещается как дополнение к владельческому книжному знаку. Если на техническом ярлыке имеется указание на библиотеку, таковой следует относить к владельческим книжным знакам — суперэкслибрисам и экслибрисам. |
||
Типографский оттиск — плоское изображение на поверхности переплетного материала (чаще — на бумаге и ткани), получаемое с помощью процесса печати. |
||
Тиснение: |
||
Тонированный обрез — обрез, равномерно окрашенный в один цвет. |
||
Торшонированный обрез — обрез с шероховатой структурой, полученной при специальной обработке путём нанесения на его поверхность небольших углублений. |
||
Ф |
|
|
Фальчик — полоска из бумаги, кожи, ткани или иного материала, соединяющая части составного форзаца, либо приклеенная к корешковому сгибу тетради или к отдельным вклейкам. Смотрите также: кантик. |
||
Фаска — скошенный край крышки переплета. Крышки сфасками — крышки, обычно увеличенные по толщине, со скошенными краями. |
||
Фоксинги — бурые пятна неустановленного происхождения. |
||
Форзац — лист (или несколько листов), соединяющий книжный блок с верхней крышкой переплёта и выполняющий защитную функцию. |
||
Футляр — коробка, папка, чехол или конверт из плотного материала, предназначенные для хранения одной или нескольких книг и/или дополнительной защиты переплета. |
||
|
||
Цельный переплёт — переплёт, у которого крышки и корешок покрыты единым куском материала (кожи, ткани, бумаги и так далее). |
||
Цензурный экземпляр — экземпляр, поступавший в органы цензуры, имеющий рукописное разрешение цензора либо независимое от книги свидетельство цензурного комитета (билет) или свидетельство типографии. Экземпляры изданий, освобожденных от предварительной цензуры (с 1865 года), но разрешавшихся к выпуску только после изъятия указанных цензором мест (имеют номер. Пометы цензора, выполненные синим или красным карандашом). |
||
Ч |
|
|
Чеканка — техника ручной обработки металла, при которой рельефный узор на металлическом листе выбивается стальными чеканами (прутками с концами в виде трубочки, прямоугольника, шарика и так далее), по которым ударяют молотком. |
||
Чернь — название сплава (серебра, меди, серы, свинца или олова) и техники ручного украшения металла. Сплав, измельчённый в порошок, накладывают на металлическую основу, на которую нанесен рисунок, и обжигают. Затем поверхность шлифуется и, в зависимости от техники рисунка основы, получается черневой орнамент на блестящей поверхности или наоборот — блестящий на чёрном фоне. |
||
Э |
|
|
Экземпляр: |
||
Экземпляр в листах — состоящий из отдельных листов, несфальцованный и несброшюрованный. |
||
Экземпляр в тетрадях — скомплектованный в тетради, сфальцованный и/или сброшюрованный экземпляр, не имеющий покрытия. |
||
Экземпляр с авторской правкой — экземпляр, имеющий рукописные исправления, внесённые автором. |
||
Экземпляр с миниатюрами/оригинальными иллюстрациями/декором — экземпляр рукописной или печатной книги, имеющий изображения (заставки, концовки и тому подобное), выполненные от руки в процессе его создания. |
||
Экземпляр с ручной раскраской — экземпляр с печатным изображением, раскрашенным вручную в процессе создания (до поступления в продажу) или в процессе бытования, если раскраска увеличивает художественную ценность экземпляра. |
||
Экслибрис — владельческий книжный знак, расположенный внутри книги, как правило, на форзаце, титульном листе, странице и тому подобное. |
||
Эмаль — название сплава стекла с окисями металлов и техники ручного украшения металла. Сплав, измельчённый в порошок, накладывают на металлическую основу, на которую нанесен рисунок, и обжигают несколько раз. По завершении шлифуют и полируют до блеска. Лучше всего эмаль ложится на золото. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь. — М., 1997.
- Аркадьев Е.И. Словарь библиофила. — М., 1890.
- Березин Б. И., Загринская Л.А. Полиграфические материалы. — М., 1955.
- Библиотечная энциклопедия. — М., 2007.
- Большая Российская энциклопедия. — М., 2005.
- Власов В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. — СПб., 2000 — 2001. — Т. 1— 4.
- Как издать книгу. Советы. Нормативы. Справки. Адреса / И. Г. Андреева, Н. М. Белогородецкая, В. С. Дубровин и др. — М., 1994.
- Кириллические издания Ростово-Ярославской земли (1493—1652 гг.): каталог. — Ярославль, Ростов, 2004.
- Книга: энциклопедия. — М., 1999.
- Книговедческое аннотирование и систематизация книжных памятников: методические рекомендации. / Рос. гос. б-ка; Сост.: Л. И. Бердников, С. С. Ишкова, И. М. Полонская, И. Ю. Фоменко, Е. И. Яцунок. — М., 1997.
- Кондакова Т.И. Типографские и издательские марки в русских книгах XVIII века // Книга. Исследования и материалы. — М., 1979. — Сб.39. — С. 73–86.
- Краткий справочник книголюба. — М., 1984.
- Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. — М., 2003.
- ОСТ 29.130-97. Издания. Термины и определения. 08.01.97.
- Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б.Л. Золотое и серебряное дело XV — XXвв. (территория России, СНГ и ближнего зарубежья). — СПб., 2003.
- Словарь античности. — М., 1994.
- Словарь терминов // Средневековый книжный переплет: история, материалы и техника, принципы реставрации: учеб. пособие / Авт.- сост. Мокрецова И.П. — М, 2005. — С. 79 — 83.
- Терминологический словарь // Правила библиографического описания старопечатных изданий / Рос. гос. б-ка; Сост.: И. М. Полонская, Н. П. Черкашина. — М., 2003. — С. 254 — 269.
- Шамурин Е. И. Словарь книговедческих терминов. — М., 1958.
- Dictionnaire encyclopédique dulivre. — Paris, 2002 — 2005. — A — D, E — M.
- Lexikon des gesamten Buchwesens. — Stuttgart, 1987—2007. — Bd. 1 — 7.
- RobertsM., Ethering D. Bookbinding and the conservation of books: Adictionary of descriptive terminology. — Washington, 1982.